По материалам «British Journal of Developmental Psychology». – 1999, 17, 333-348.
Основное занятие ребенка дошкольного возраста – это игра: малыш часами может разыгрывать какую-нибудь сценку, событие или даже устраивать целые спектакли. Как известно, в игре развивается воображение детей, но, оказывается, что функции игры простираются намного дальше, чем это принято считать. Исследования, проведенные психологами в последнее десятилетие, показали, что игра способствует и развитию мышления детей.
D.C.Schwebel, C.S.Rosen и J.L.Sinder, сотрудники University of Iowa и Yale University, США, решили изучить, какую именно роль играет воображение в развитии мышления у детей дошкольного возраста. Они провели 2 эксперимента, в которых участвовало 85 детей, - эксперименты, суть которых состояла в следующем: дети играли, а психологи за ними наблюдали. При этом особое внимание психологи обращали на то, как именно играют дети (насколько «хорошо» они это делают), как они различают реальное и воображаемое. Кроме этого, психологи определяли уровень общего развития ребенка и уровень развития у него различных видов мышления (вербального, словесного, и невербального).
Полученные результаты показали, что воображение оказывает существенное влияние на развитие мышления у детей. Так, оказалось, что дети, лучше владеющие игрой, обладали не только более развитым уровнем мышления, - уровень их общего психического развития был существенно выше, чем у детей, игра которых была менее разнообразной и развитой. Кроме этого, дети с высоким уровнем развития игры гораздо легче своих сверстников различали реальное и воображаемое.
Таким образом, D.C.Schwebel, C.S.Rosen и J.L.Sinder привели еще один аргумент в защиту детской игры, показав, что в игре развивается не только воображение и мышление, но и то, что игра чрезвычайно важна для общего психического развития ребенка.
Подготовила Тугаринова Полина, психолог.