НОВОСТИ СТАТЬИ PsyWIKI (энциклопедия) О НАС RSS
Новости | Бизнес психология | Психология общая
Воспитание и детская психология | Отношения, семья, секс
Интегральные исследования и традиционные практики

Вопрос: Что такое `эмоциональный интеллект`?

вопросы, психология, вопросы 13:57, Суббота, 9 ноября 2002 
[Галина] Привет! Это Галя Лев (работаю в центре реабилитации инвалидов детства Наш Солнечный мир). Прочла статью про взаимосвязь религиозности и интеллекта - меня заинтересовал эмоциональный интеллект. Можно подробнее о нём?http://www.psyservice.ru/post/11025/default.asp

Насколько я поняла, аутисты (не зависимо от уровня интеллекта) как раз представители низкого эмоционального интеллекта А у у/о детей эм. ин. может быть выше, чем их обычный интеллект. Короче, хотелось бы что-нибудь почитать на эту тему. Из нейропсихологов никто не пыталься исследовать вопрос эм. ин.? Спасибо.

[Екатерина] Здравствуйте, Галина!

Вопрос Ваш по поводу эмоционального интеллекта очень интересный, но и очень сложный. Если ответить в общих чертах,то можно сказать так. В западной психологической литературе это понятие почти не встречается, но оно довольно хорошо описано в восточных учениях, например, в Веданте как кама-манас - состояние ума, когда мысль и чувство еще не разделены, характерное для так называемой 4-й расы. Это стадия развития, за которой следует разделение мысли и чувства, а потом слияние на более высоком уровне, когда это уже можно назвать интуитивным мышлением. Что касается умственно отсталых детей и детей-аутистов, тут Вы совершенно правы, у первых как раз можно наблюдать слитный эмоциональныйинтеллект, а у вторых из-за дефекта эмоциональной сферы его нет.

Вирджиния Сатир (известный американский психотерапевт) работала с проблемамиэмоционального интеллекта задавая клиентам отдельно вопросы о том, что оничувствуют и что они думают по одному и тому же поводу. Для многих этопредставляет известную трудность.Вот, что я припомнила об этом.Всего доброго, Розанова Екатерина/

[Галина] Здравствуйте, Екатерина! Большое спасибо за ответ!
Первое, чтоприходит в голову: проблема эм. интел. - огромное поле для исследований. Причём сейчас очевидно, что можно говорить об этом, минуя ссылки на восточных учителей. Это ж какая благодать - бери у/о детей, бери аутистов да сравнивай. Можно брать тех аут., у которых можно достоверно определить уровень развития интеллекта (например 3-4 гр. по классификации Никольской). Почему (в норме) у детей эм. ин. часто выше, чем у взрослых? Есть взрослые, у которых эм. ин. очень высокий - за счёт чего - большой опыта сопереживания? Что за него отвечает (в смысле, какой участок мозга)? Почему у аутистов с эм. ин. проблемы? Может закинуть в каком-нибудь ВУЗе идейку студентам исследовать тот самый эм. ин.? Может кто-то на сайте преподаёт в ВУЗе? Ещё раз спасибо, Галя Лев P.S. Вообще, с удовольствием пообщалась бы с нейропсихологами, работающими с аутистами, особенно тяжёлыми. У Вас, случаем, нет знакомых с тем же желанием?

[Екатерина] Галя!
Если попадется нейропсихолог, изучающий эту проблему или статья по этому вопросу, то я Вам напишу (я работаю в реферативном журнале и через меня проходят множество статей по самым разным направлениям психологии). А тема действительно интересная и малоизученная...

[Екатерина] Галя, нашла сообщение об эмоциональном интеллекте, где есть ссылки на литературу. Вот оно:

Виды интеллекта и их исследование.
По материалам журнала Соционика, ментология и психология личности, 2001, №1.
Авторы статьи критикуют распространенный в наше время подход к измерению интеллекта. По мнению авторов, тесты на определение коэффициента интеллекта измеряют прежде всего логические мыслительные способности человека, его способность к словесному мышлению. Однако интеллект - это всего лишь инструмент, с помощью которого человек наилучшим образом приспосабливается к окружающему миру, и логика далеко не всегда может ему в этом помочь. Один из авторов статьи (А.В. Букалов) еще в 1994 году предложил выделять 4 видаинтеллекта: логический интеллект, этический (эмоциональный) интеллект, сенсорный интеллект и интуитивный интеллект. Эта проблема сейчас привлекает внимание исследователей, и в последние годы появились публикации об эмоциональном интеллекте.

Эмоциональный интеллект, по мнению зарубежного автора Д. Гоулмена, это умение быть в состоянии обуздывать эмоциональный импульс, читать наиболее глубокие внутренние чувства другого человека, уравновешенно регулировать отношения, что тоже исключительно важно для приспособленности к жизни.

Сенсорный интеллект необходим во всех областях деятельности, где требуется значительно физическое или волевое усилие. Он включает в себя самоконтроль, регуляцию двигательной активности, степени точности или ловкости в практической работе, а также в спорте.

Интуитивный интеллект представляет собой умение предвидеть, как будут разворачиваться те или иные события, оценить потенциальные возможности людей, их скрытые таланты и способности, а также умение формировать новые образы и идеи, понять скрытый смысл сообщения или явления. Интуитивный интеллект - это сфера новых идей как в науке, так и в искусстве. Но в чистом виде все виды интеллекта не существуют, поэтому авторы рассматривают различные их сочетания. В этом случае степень объективность оценки способностей человека, совокупности разных видов его интеллекта будет гораздо выше, чем та, которую предлагают существующие методики. Человек может обладать высоко развитым одним видом интеллекта и средне или низко развитыми другими видами интеллекта. Но если область его деятельности соответствует именно развитому типу его интеллекта, он может достичь в ней значительных успехов.

Удачи Вам, Розанова Екатерина, кандидат психологических наук, психолог-консультант.


Опубликовать

Вопрос: Что такое зависть с точки зрения психолога?


Вопрос: Что делать, если на работе я испытываю страх?



Нейробиология, психология, психофизиология, природа сознания.

.