НОВОСТИ СТАТЬИ PsyWIKI (энциклопедия) О НАС RSS
Новости | Бизнес психология | Психология общая
Воспитание и детская психология | Отношения, семья, секс
Интегральные исследования и традиционные практики

Неэтичное поведение в организации

бизнес психология
14:38, Понедельник, 9 сентября 2002  
По материалам журнала Прикладная психология, 2001, № 3, стр. 41-49.



В организационной психологии под неэтичным поведением принято понимать поведение, нарушающее закон или общепринятые моральные нормы поведения работников, и имеющее негативные последствия для других людей. При этом считается, что существует две основные причины такого поведения: индивидуальные особенности человека (например, уровень его морального развития) и различные организационные и социально-культурные факторы.

Так, считается, что организационными факторами, провоцирующими неэтичное поведение сотрудников, является конкуренция, недостатки системы контроля, ориентированность руководства компании исключительно на результат, отсутствие поддерживающих этичное поведение норм и т.п. Однако при соответствующей политике можно существенно улучшить этический климат в организации, и первый шаг организации на пути к этому - создание корпоративных этических программ.

Так, проанализировав и обобщив опят зарубежных стран, Латынов В.В., старший научный сотрудник Института психологии РАН, выделяет несколько шагов по созданию корпоративной программы по развитию этики. Первый шаг - это создание этического кодекса, отражающего принципы данной организации, правила поведения сотрудников и санкции за их нарушение. Второй шаг - создание специального подразделения, ответственного за проведение этической политики (его сотрудники производят оценку деятельности компании и отдельных работников с моральной точки зрения, расследуют и выносят решения по фактам нарушения этических норм). Третий шаг - создание различных коммуникативных каналов (таким каналом может служить, например, телефон), дающий возможность сотрудникам сообщать о фактах неэтичного поведения и просить совета по поводу поведения в сложных ситуациях. Четвертый шаг - разработка и проведение тренинговых программ, ориентированных на обучение работников навыкам анализа и поведения в этически неоднозначных ситуациях.

Как показывает опыт зарубежных организаций, все эти шаги существенно улучшают климат организации и моральные стандарты поведения сотрудников.

Подготовила Тугаринова Полина, психолог.


Опубликовать Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в twitter

Вопрос: Что делать, если на работе я испытываю страх?


Вопрос: Нужна ли лицензия на психологическую деятельность?



Нейробиология, психология, психофизиология, природа сознания.

.